Правила общения с чиновниками


Если вы связались с недвижимостью и решаете сделать все документы и решить все проблемы сами, и не хотите тратиться на юристов, или вы сам юрист, вам в определенный момент придется провести довольно ощутимый период времени на территории государственных учреждений. На заверение документов в этих организациях может уйти львиный промежуток вашего времени. И для того, чтобы вернуться оттуда как можно быстрее и с положительными результатами, неплохо бы разобраться в психологии тех людей, с которыми вам придется работать, то есть с чиновниками. Чиновники – это часть аппарата власти, практически военизированная в некоторых отношениях структура, и в результате от них зависит многое, причем сами они это отлично понимают. А поскольку от того, помогут они вам или нет, их собственное благополучие, благодаря недоработкам нашего законодательства, нисколько не изменится, следует ожидать, что процесс общения с ними может существенно затянуться. Один мой знакомый, после подобных экскурсов для оформления нескольких вроде бы незначительных документов, охарактеризовал эту организацию одним емким словом – болото. Действительно, аппарат чиновников – это настоящая трясина, и для того, чтобы выбраться из этой трясины заблаговременно, следует знать, как общаться с чиновниками, это может значительно ускорить процесс, особенно при общении с чиновниками на высших уровнях.

Для того, чтобы разобраться в особенностях общения необходимо провести некоторую классификацию. Стоит отметить, что классификация эта не претендует на всезнание, как и в любом случае, в любой ситуации из общей картины могут быть исключения, но в общем случае картина складывается именно так.

На самом низшем уровне чиновничьей иерархии находятся специалисты. Люди эти решений практически не принимают, но неприятностей могут принести очень много. От них в первую очередь зависит, насколько быстро решится ваш вопрос, поскольку они занимаются бумажной работой, принимают и выдают документы и в процессе этого могут их совершенно случайно бесследно потерять оформляемые документы, или, например, допустить ничтожную, но могущую повлиять на смысл документа ошибочку, что приведет вас к необходимости проходить все инстанции заново.

Специалисты у нас водятся двух видов: новички и опытные.

Новички – это, как правило, стажеры, люди, пришедшие в данную организацию после ВУЗов, или обучающиеся параллельно с работой. Люди они неопытные и еще не вкусившие прелести власти, поэтому с ними можно безбоязненно и легко общаться. Они все еще не потеряли своего максимализма и желания помогать. К минусам данной категории чиновников относится их неопытность, в результате велика вероятность того, что они сделают ошибку, пошлют вас обивать лишние пороги и так далее. Они склонны перестраховываться, так как боятся ошибиться и последующего гнева начальника. Особенности общения с такими специалистами заключаются в том, чтобы ни в коем случае не оказывать на них давления, если вы знаете больше, чем они, не стремитесь это выказывать, и в разговоре с ними ссылайтесь на известных им специалистов. Если от данных сотрудников зависит принятие инициативы, то лучше уговорить их вывести вас на уровень непосредственного начальника.

И ни в коем-случае не вздумайте совершать обычную среди новичков ошибку – не вздумайте дарить им подарков, так как эти новички наслышаны о методах борьбы с коррупцией и ответственности за нее. В этом случае ваш подарок вызовет реакцию абсолютно противоположную той, которую вы хотели увидеть, и в дальнейшем общаться с таким специалистом вам будет труднее.

Следующая категория специалистов уже прошла суровую школу жизни в коридорах власти, они ценятся начальством и полностью уверены в своей незаменимости и безнаказанности. Зачастую они склонны к откровенному хамству, и вы вряд ли в них встретите какую-либо доброжелательность. У них и так достаточно дел, чтобы еще отвлекаться на посторонних. К тому же работы они действительно делают много и склонны не отвлекаться по мелочам, для этого существуют люди пониже рангом.

В общении с такими людьми спорить и что-то доказывать абсолютно бесполезно, иначе проблема только усугубится. Тут можно попытаться войти в доверие, так согласно учению Дейла Карнеги, каждый человек любит, когда у него просят совета и признают его заслуги. Можно спросить у данного чиновника правильно ли вы представляете себе суть данной проблемы, это может помочь в некоторых случаях, вам, конечно, устроят головомойку из-за того, что вы даже проблему объяснить по нормальному не можете. Можно также спросить у него, как он сам представляет решение данной проблемы, иногда это может помочь, но очень редко.

Можно попробовать договориться через другого знакомого специалиста, если это не получается можно обратиться к руководству данного специалиста, правда после этого вы станете его злейшим врагом, но возможно проблема того стоит. И самый последний способ – попытаться выбить специалиста из привычной ему роли главного, на него можно повысить голос, обвинить и показать, что уходить без решения проблемы вы никуда не собираетесь. Но это способ, который можно применять только в особых условиях, когда становится ясно, что другого решения проблемы уже не найти.

Следующая категория – это руководители среднего звена. То есть руководители управлений отделов и тому подобное, как правило, это непосредственные руководители тех самых специалистов, о которых мы только что говорили. Эти люди серьезных решений также не принимают, но могут повлиять на их принятие, за счет того, что имеют доступ к тем, кто это может, то есть более вышестоящему руководству. Также они могут повлиять на специалистов и вынудить их к принятию положительного по вашему вопросу решения. Должностные обязанности руководителя многообразны и сложны, сделать он может многое.

Руководители – тоже люди, и, несмотря на то, что полномочий у них не меньше чем у специалистов, а может и благодаря этому, могут осложнить вашу жизнь, с точки зрения психолога они также делятся на несколько типов.

К первому типу относятся люди, которые вас выслушают и в случае, если вашу проблему можно решить, помогут, или предложат другой вариант решения проблемы. Обычно - это люди пришедшие в правительство со стороны, сразу на этот пост, а не поднимавшиеся в нем по служебной лестнице. Проблема в том, что, скорее всего, вы будете не одиноки в желании пообщаться с ним и вам придется пробиться через толпы желающих. Да и обсудить свою проблему с ним вы сможете только один раз в жизни, после чего он перенаправит вас на своих помощников – специалистов, и вам придется общаться уже с ними, а если вы еще и пожаловались на этого специалиста, то ваши дела будут довольно плачевны.

Второй тип руководителей. Как правило, поднимался по карьерной лестнице из среды специалистов, и во многом унаследовал их черты. Это раздражительный человек, считающий изначально, что ваша позиция неправильна, а правы специалисты, с которыми вы только что пообщались. Попытавшись пообщаться с ним, вы узнаете о себе много нехороших вещей, и в конечном итоге попадете к тем же специалистам, которые ранее не смогли решить вашу проблему. Добиться от таких начальников чего либо невозможно, главное уйти от него с миром, так чтобы он вас не обиделся, иначе, вашу проблему, после этого, станет значительно проблематичней решать. Ни в коем случае не стоит убеждать или ругаться, главное теперь то, что у вас появляется довольно серьезная мотивация для специалистов – теперь, вы можете с чистой совестью сказать, что вас к ним послал начальник, который дал указание им решить вашу проблему!!!

Следующий тип – это руководители с консервативным складом ума, которые жестко убеждены в том факте, что правы только они, правы настолько и убеждены в стандартном подходе к решению проблем, что ваш случай для них – это пустяк, а сами вы тупой индивидуум, понапрасну отнимающий время у умных людей. Все, что не по инструкции, он даже и рассматривать не будет. Его практически невозможно убедить в том, что ваша проблема значительна, а сами вы в ней разбираетесь. Единственное решение – попытаться решить проблему в обход его, он не позволит даже своим специалистам помочь вам.

И последний по типологии руководителей среднего звена – это человек обладающий таким уникальным свойством, как неуловимость. Его практически никогда не бывает на рабочем месте, даже если на двери написано, что в это т конкретный день и момент – у него приемные часы. Если вам всего лишь нужна его подпись – ваше дело труба. Даже, если у этого человека есть секретарь, а обычно их у руководителей подобного класса не бывает, это ничего не изменит, конечно, секретарь все передаст, и он, может быть, даже подпишет вашу бумажку, но найти ее после этого на его рабочем столе – задача практически невыполнимая. Единственный метод общения с ним – это изматывающая осада, чем чаще вы будете попадаться ему на глаза, и доставать со своим вопросом, тем больше вероятность на успешное разрешение проблемы. Вести с ним какие-то переговоры, требующие определенного рода усилий практически бесполезно, лучше даже не начинать. Так что, если вам нужно что-то большее, чем простая подпись – ищите другого руководителя.

Таким образом, правила общения с нужным вам человеком, зависят от того, какое у него настроение, положение, и количество свободного времени, и если вам жизненно необходим автограф этого человека на вашем документе, вам придется идти на кое-какие уступки, тогда вы сможете существенно сократить свои материальные и временные затраты.

© Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script , 2004-2018
Design and programming by Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script
Rambler's Top100